Почему я люблю читать фентези. А также польза и вред женских романов

Я люблю в последнее время иногда почитать женское фентези.

Выбираю на Литресе только те, которые с отзывами 4.40 и выше и с большим количеством отзывов, читая сами отзывы, или уже проверенных авторов. То есть, это достаточно проработанные герои, миры, ситуации.

Женское фентези — это совокупность магического (изредка космического) мира — драконы, демоны, эльфы, маги, вот это все + чаще всего какая-то детективная история, увлекательный сюжет + любовная линия. В Литресе находится в категориях «любовное фентези», «романтическое фентези», «юмористическое фентези».

Это лайтовое фентези по сравнению с мужским, и этим оно мне тоже нравится. Нет того послевкусия тревожности, как когда читаешь, например, «Игры престолов». Нет хардкора, как в некоторых фентези от мужских авторов. Есть еще отдельная ветки женского фентези — юмористическое или академическое (на тему обучения в магических академиях). И ты всегда знаешь, что читаешь увлекательную сказку с непредсказуемым сюжетом, но где точно все со всеми будет в порядке. В общем, если у тебя был загруженный день и ты устал от полезной литературы об успешном успехе — то очень даже приятно погрузиться в такие миры, иногда выныривать не хочется.

Любовная линия бывает очень слабо проработана, эротической линии в женских фентези может вообще почти не быть, но бывает по-разному. Иногда это классический женский любовный роман с небольшой примесью магии. И даже у одного автора бывают совершенно разные по стилю книги.

 

Почему именно женское фентези?

Потому что тут я могу как-то ассоциировать себя с героиней. И вижу положительный эффект от этого.

Чем мне нравятся героини женского фентези от какого-нибудь хорошего автора:

героиня с самоуважением, с увлечениями, друзьями (или легко их находит), либо активно и с удовольствием чему-то обучается, либо так же работает, хорошо себя чувствует, не предает себя (или, по крайней мере, все это рефлексирует). Любит опираться на себя, не зависеть ни от кого ни материально, никак, все свои проблемы решает сама, по дороге еще помогает кому-то. Все принимает со скромностью, без мании величия. Постоянно оказывается в самых непростых ситуациях, но полагаясь на «делай что должно, и будь что будет», очень много работает, не унывает духом, не обвиняет других людей, не обижается, берет ответственность на себя, разгребает все эти ситуации.

В отношениях смотрит на реальные действия героя, не додумывает за него, не уходит в свои иллюзии, крепко стоит на ногах, не цепляется, не уходит в сильную зависимость или балансирует, отвлекая себя на имеющиеся опоры (прокачку сфер жизни). Может покинуть мужчину на месяцы и годы и уйти с головой в интересующие ее занятия — работу, учебу, путешествия, совместный бизнес с друзьями.

Обычно у героев, особенно мужских персонажей высокая емкость — очень много всего происходит у героев в жизни и внутри, а наружу выдается мало. Читая такие книги, хочется очень много делать и мало говорить об этом.

Очень редко бывает мезальянс — чтобы герой был какой-нибудь великий маг, а героиня никто. Обычно она или сама всего достигает, ей не интересно повиснуть на ком-то, ей хочется самой многого добиться, или оказывается, что она тоже была рождена с потенциалом на одном уровне с ним. Все вполне реалистично — понятно, и за что героиню можно полюбить, и почему такая история у них может продлиться долго.

В общем, героиня обычно (не всегда, но часто) — женщина с достаточно хорошими внутренними настройками.

 
Очень люблю, когда попадаются нестандартные герои — не хорошие, не предсказуемые, не вписывающиеся в привычные рамки героев, — пофигисты, которым плевать, как другие оценят их поведение. Это, например, одни из лучших фентези, что я читала — серия про Соль от Марины Алексндровой или серия про Лекса Раута от Марины Суржевской (где главный герой — мужчина).

Мне, как перфекционисту, с комплексом отличника с детства и всеми производными от этого — чувством вины или расстройством, что не успеваю сделать все задуманное, что не идеально сделано, что была где-то не очень хорошей или получила негативный отклик в свою сторону, приятно пропитаться противоположным настроением для более здорового баланса. Когда несколько дней погружаешься в миры с «плохими» героями, то что-то и внутри двигается в эту сторону, выметаешь лишний мусор из себя.

Ну и у меня ведущий архетип — герой, поэтому мне вся эта тема хорошо заходит.

 
Такое чтение настраивает на активную позицию и по отношению к собственной жизни. ОСОБЕННО если у тебя есть опоры, которые работают так: немного почитал — с увлечением, на подъеме позанимался собственной жизнью. А не так, что ушел в эти миры с головой и не выходишь в реальную жизнь.

Потому что тут есть все-таки большая опасность заменить более правильный дофамин таким вот дешевым. Как вместо здоровой пищи питаться чем-то сладким, что дает кратковременный, но мощный всплеск удовольствия и требует сразу же быстро еще, но при этом вызывает аддикцию и разрушает организм.

Я поэтому запрещаю себе еще читать такое на ночь — это слишком активизирует, спать не хочется, хочется узнать, что дальше, и все очень бодро, можно легко режим себе сбить, а жизнь происходит не в книгах, а в реальности. И с утра мне нужна моя ясная голова и мои собственные подвиги, а не только чтение про достижения героинь. Меня интересует построение своей империи, прокачка своего персонажа, а не чтение про чужие вымышленные.

В частности, хорошо помогает не уходить в аддикцию по поводу таких книг наличие четких планов на свою жизнь — например, декомпозиции (подробного плана, разбитого на проекты, шаги по ним, и у каждого мелкого шага есть дедлайн).

В юмористическом фентези есть еще хороший эффект от синхронизации или моделирования (копирования поведения) героев — начинаешь проще относиться и к своим проблемам, больше здорового пофигизма и быстрее переключаешься.

Андрей Парабеллум любил почитать фентези, и тоже читает наверняка и из-за такого эффекта — не только развлекательного и увлекательного, но и заряжаться, ассоциировать себя с супер героем, который спасает мир и опирается на себя в любых ситуациях, которому все по плечу и все легко — заряжаться этим настроем.

Ну и сама тема магии, обладания какими-то особенными талантами и знаниями, конечно, увлекает. По этой же причине я одно время интересовалась Кастанедой и толтеками — у них там такая тема, что человек, который разберется с утекающей у него энергией (с чувством собственной важности и прочим), сможет получить в свое распоряжение хотя бы какую-то минимальную магию — например, намерение станет чистым, сильным — это когда сбываются нужные тебе события, и многое другое становится возможным. Но там, в отличие от женских фентези, даны реальные приемы и техники, теории, которые помогают стать сильнее и действительно перекрывать кран утекающей энергии в обычных жизненных ситуациях.

Но магия магией, а выныриваешь, и жизнь — это жизнь, простая, и радости у нее простые — чаю вкусного попить, ребенка по голове погладить, работу хорошо выполнить, признание получить, себе в зеркале понравиться.

Конечно, если развиваться, и прокачивать разные сферы жизни, то все будет гораздо круче, но так, как в этих книгах — даже близко никогда не будет. Драконы не прилетят, самый сильный маг тебя не полюбит, в волшебную академию не возьмут. Поэтому все эти книги — развлечение, такая же простая маленькая жизненная радость, как и все остальное, не более.

Вот, к примеру, пара вариантов проверенных книг и авторов, чтобы понять, о чем я говорю. Обе из разряда «академок» и не юмористических, обычная классика женского фентези.


Книга Мария Быстрова - Похищенная ученица. Женское фентезиКнига Елены Звездной Урок первый - не проклинай своего директора. Академия проклятий. Романтическое фентези

 
Я писала, что в последнее время отношусь к книгам, музыке, соцсетям осознанно, как к окружению. Стараюсь больше не читать книг, где автор чрезмерно красуется, или обвиняет кого-то в своих неудачах, не берет ответственность на себя, где слишком много страданий или если мне не нравятся краски книги, создаваемое ею настроение, если автор всю книгу упивается своими воспоминаниями, — это тоже чаще всего не интересно. А те книги, которые несут пользу или развлекают, и при этом задают соответствующее проактивное отношение к жизни, делятся силой — эти интересны.

Хорошо помню ощущение тревожности, когда читала Эмиля Золя «Западня» или «Игры престолов» — оно переносилось на мою жизнь и усиливало мои страхи, раздувало существующие проблемы до угрожающих, и я с трудом могла заснуть от этих мыслей и этого ощущения надвигающейся опасности. Вот зачем мне это все надо? Не надо.

И есть еще одно ощущение, почему я стала так избирательно относиться к книгам и музыке, почему мне стало так приятно и важно вставать рано утром — когда избавляешься ото всех аддикций, то хочется чистоты, ясности, энергии, порядка. А этому способствует и раннее вставание, и здоровое, бодрое окружение.

По этой причине я бы очень не советовала читать женские романы тем, у кого есть прямо сейчас любовная зависимость. Про это подробно ниже.

Романы могут сильно увеличить аддикцию, голод, и помочь улететь в пропасть. Тут нужно как раз читать что-то совершенно другое.

 

Вред от женских романов

Про пользу более-менее понятно — это развлечение и моделирование поведения и внутренних настроек героинь (хотя далеко не у каждого автора бывают адекватные героини), и повышение мотивации решать в жизни свои проблемы по примеру, как решает свои героиня — учиться, работать, легко ко всему относиться, опираться на себя и так далее.

Про одну опасность я уже упомянула выше — уйти в чтение запоем и выпасть из реальной жизни. Это может легко превратиться в самостоятельную зависимость, когда основной кайф получаешь из женских романов. И тем, у кого слабые опоры, — нелюбимая работа, мало друзей, нет отношений, семьи — я бы очень не советовала прикасаться к женским романам, как и к алкоголю и наркотикам. Иначе ловушка может незаметно схлопнуться. Вся энергия будет уходить туда, вместо активности — апатия, потому что базовые ресурсы не подключены и нет желания их прокачивать, они не тянут заниматься собой. Остальные ресурсы будут разрушаться. В то время как реально можно было бы изменить свою жизнь, системно и осознанно занимаясь ею (например, в «Мастерской осознанной жизни» можно очень многое изменить).

Например, женщины-домохозяйки, в декрете, у которых не подключен ресурс Работы, только так улетают в эти романы, и часто не замечают, как теряют связь с мужем, и с реальностью. Я видела такие примеры.

НО есть еще другой серьезный вред, который чаще всего никак не осознается, находится в тотально слепой зоне.

Это РОСТ ГОЛОДА.

Про голод я писала отдельно довольно много, потому что не так давно у меня получилось его хорошо отрефлексировать, и я потом специально выискивала у Эволюции все комментарии и примечания на эту тему, чтобы лучше понять, что с ним делать. Для меня было удивлением, какой это коварный, абсолютно не осознаваемый враг. Ты просто живешь своей жизнью, потом попадаешь в какую-то ситуацию, где неадекватно себя ведешь, и потом понимаешь, что тебя туда привел именно голод, хотя казалось, его совершенно нет.

Проблем с голодом много. Одна из них в том, что он не удовлетворяется. Ты кидаешь в него дрова, чтобы он удовлетворился, а он разрастается. И УБИРАЕТСЯ ГОЛОД в первую очередь его осознанием и осознанным волевым снижением голода и снижением внимания к тому ресурсу, где голод. А также прокачкой ресурсов.

От человека с голодом все сбегают — и в любовных, и в дружеских, и в рабочих отношениях. Он хорошо считывается, как и стремление к слиянию. И страшно протянуть руку такому человеку — дашь ему палец, откусит по локоть.

 
То есть, если есть желание любви, отношений или каких-то особенных отношений, то читать любовные романы — разжигать в себе голод.

Нас с детства воспитывают на том, что полное слияние в паре «душа в душу», не разлучаясь, до смерти, страстная любовь — это норма, пусть и идеал, но он вполне достижим.

Что нужно найти свою половинку, а дальше все пойдет, как по маслу.

Никто не рассказывает, например, о том, что другой человек — совершенно другой, и то, что ты придумываешь себе в голове, может совершенно не соответствовать тому, что думает и чувствует он. Что надо учиться уметь видеть другого отдельно.

Что если ты сама же устраиваешь перекос в отношениях — то твоя влюбленность и зависимость растет, но у другого человека она чаще всего не растет, а наоборот — на автомате уменьшается, появляется раздражение и скука, любовь и уважение уходят, приходит чувство вины и ответственности. А ты в своей увлеченности выдуманным миром в параллельной реальности в своей голове, и не имея теоретической базы, чтобы про это все знать, даже не замечаешь, что происходит на самом деле, и еще и обвиняешь другого, что он «не умеет любить» или обязан любить свою жену, а не любит, или приходишь к выводу, что тебе какой-то не такой попался, не твоя половинка оказалась.

Что у большинства людей есть отношение к другому человеку не как к субъекту отношений, а как к объекту, который должен подчиниться, измениться, сделать то, что от него хотят, каким его видят в нужной роли.

То есть это вот стремление к слиянию подстегивается и любовными романами. Очень часто там идет тема «она моя единственная пара, данная свыше, и навсегда» и все такое.

И женщина стремится улететь в это все, в слияния «я твоя — ты мой», не обращая внимания ни на что вообще. Ни на другого, ни на объективную ситуацию, ни на то, что это может быть первый встречный, ни на его реакции и факты, реальные действия от таких ее желаний. У меня в одном старом посте «Как влюбляют в себя «мутные парни» было об этом. Там даже участия мужчины не надо. Женщина сама все сделает в своей голове. И наоборот, конечно, это тоже работает (когда мужчины влюбляются в «мутных» женщин).

 

Что произойдет дальше, если женщина с голодом почитает женские любовные романы:

1) Если мужчина у нее есть, она будет тянуть из него нужное ей — то, по чему она голодает. Пытаться как-то на него воздействовать, чтобы их отношения и он больше соответствовали тому, о чем пишут в книгах. Будет или намекать, просить, умолять, рассказывать, как это происходит у других, как она мечтает, будет ругаться и ставить ультиматумы, рассказывать, чего она достойна и как с ней надо обращаться. Будет соблазнять и липнуть, даже если он ничего не хочет. Будет давить. Но она будет это делать и без романов.

Будет это делать с улыбкой или со слезами — не так важно. Любое давление рождает сопротивление.

Это будут в любом случае так называемые «пыточные орудия» по Эволюции — Щипцы, Скалки и так далее — все, что уменьшает любовь и уважение, снижает субъективную значимость женщины в глазах мужчины.

А ее голод будет все расти. Даже если он попытается его удовлетворить, то этого будет мало. Голода будет становиться больше.

В общем, это будет однозначно путь в никуда, в тупик — в ухудшение отношений.

По идее, женщина без сильного голода, у которой внимание отвлекается на разные интересные дела, хорошие отношения с мужем, может слегка «прикурить» от такого фентезийного или любовного романа, так что мужу только понравится ее настрой, или вообще никак не соотносить написанное в книге со своей жизнью — но такое достаточно редко случается.

 
Вот цитаты из Эволюции:

 

«Голод — не признак, что вы мало получаете, он — признак, что вы хотите больше.

Именно поэтому пищевые аддикты все время чувствуют голод, хотя много едят. А люди, которые правильно питаются, голод испытывают, когда подходит время приема пищи и очень быстро его удовлетворяют. А пищевой аддикт, даже когда не может уже дышать из-за количества съеденного, все равно чувствует голод.»

 

«О голоде хочется сказать пару слов особо.

Многие женщины под короной сокровища видят свой голод как «темперамент» или даже «развитую чувственность» и считают своей сильной чертой.

Но любой голод — это следствие, во-первых, сильной зацикленности на чем-то (в данном случае на сексе) в ущерб всему другому (учебе, творчеству, работе, семье), во-вторых, всегда(!) следствие дефицита в этой сфере.

Невозможно представить, что голодает человек, у которого в избытке предложений.

Поэтому, когда вы хвастаетесь «темпераментом», большинство считают, что вы — женщина, у которой нет никаких интересов в жизни, голова пуста, а еще нет нормальных предложений от мужчин, она невостребована, она непривлекательна.

Поэтому строить из себя льдышку не надо, но и награждать своим жарким огнем лучше тех, кто вас уже любит и очень хочет, кто сам горит и не час назад вспыхнул, а разогрет уже какое-то время, стабильно. Вот тогда это оценят, а иначе обесценят.»

 

2) Если мужчины нет, то это будет «натягивание совы на глобус» — отношения, подобные как в романе, будут придумываться из ничего, на пустом месте, из своих собственных иллюзий с любым человеком, которые тобой хотя бы немного заинтересовался или просто тебе улыбнулся (или не закрылся).

Все испортит своим стремлением к очень быстрому развитию любовной истории — быстрее, чем у партнера, к тому, чтобы все было волшебно и сказочно, перепрыгиванием через этапы построения отношений, через флирт и узнавание. Хочется чтобы «сразу ты мой, я твоя, вместе навсегда и у нас все серьезно, не важно, кто ты и какой ты, я тебя выбрала в качестве принца, потому что он мне очень нужен, значит ты им и будешь» — и от этого сильный перекос отношений, отторжение у другого человека.

И получается типа типа «о, целый мужик в моем распоряжении» — это все, до чего сужается внимание в таком состоянии — завести какие-либо отношения, какого угодно мужчину. Не важно, что в них на самом деле происходит — катишься ты на дно, теряя самоуважение, или нет, интересна ему или нет.

Женские романы

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *