Толтекские авторы (Кастанеда и иже с ним) очень много внимания уделяют чувству собственной важности (ЧСВ) в своих работах. Это такой змей о многих головах, которого практически невозможно убить.
Причина нашей важности — это всего лишь фиксация внимания на себе. Та самая самопоглощеннность, о которой говорил дон Хуан.
Чувство собственной важности настолько сильно сопровождает любое наше действие, так плотно связано с нашей жизнью, что убрать его — почти нереально. Может, реально для того, кто будет действительно долго следовать Пути Воина.
Но даже осознание, обозначение для себя и уменьшение ЧСВ дает большие результаты.
Именно на удовлетворение чувства собственной важности уходит подавляющая часть нашей энергии.
Это более всего заметно в нашей постоянной обеспокоенности тем, как нас воспримут, как нам себя подать, какое впечатление мы производим. Нас всегда чрезвычайно сильно волнует, понравимся ли мы окружающим, признают ли нас и будут ли нами восхищаться.
«Если бы нам удалось хотя бы частично избавиться от чувства собственной важности, с нами произошли бы два необычайных события:
Первое – высвободилась бы энергия, которой питается наша иллюзия собственного величия.
Второе – появилась бы свободная энергия, достаточная для проникновения в сферу второго внимания, что позволило бы нам хотя бы мельком взглянуть на истинное величие Вселенной.»
«Сейчас нам нужно разобраться с чувством собственной важности. Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире — это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир.
Точно зашоренная лошадь, ты не видишь в нем ничего, кроме самого себя.»
Кастанеда
Когда я осознаю, что меня сейчас мучает и высасывает мою энергию в чистом виде именно ЧСВ, без серьезных причин на это, то вспоминаю, как дон Хуан заставлял Кастанеду разговаривать с растениями. И говорю себе — Анька, иди с растениями поговори, — и быстро переключаюсь на другую деятельность. Эволюция, наверное, подсказала бы мантру «Я обычный».
Смысл упражнения разговора с растениями (которое Кастанеда проделывал на полном серьезе) в том, чтобы разрушать описание мира и присущие описанию стереотипы. В том, чтобы именно уменьшить свою важность. Потому что мало того, что по сути мы равны как детища этой вселенной, но еще и как растение в любой момент может погубить рука человека, так и человек смертен в любую минуту. Не стоит раздуваться от важности за тот факт, что ты немного умнее или в чем-то круче, чем остальные.
Вот что дон Хуан говорил Кастанеде по поводу этого упражнения:
«Неважно, что говорить растению, — сказал он. — Говори, что угодно, хоть собственные слова выдумывай. Важно только, чтобы в душе ты относился к растению с любовью и обращался к нему как равный к равному.
Собирая растения, объяснил он, нужно извиняться перед ними за причиняемый вред и заверять их в том, что однажды и твое собственное тело послужит им пищей.
— Так что в итоге мы с ними равны, — заключил дон Хуан. — Мы не важнее их, они — не важнее нас.
— Ну-ка, поговори с растением сам, — предложил он. — Скажи ему, что ты больше не чувствуешь себя важным.
Я заставил себя опустится перед растением на колени, но заговорить с ним так и не смог. Я почувствовал себя глупо и рассмеялся. Однако злости не было.
Дон Хуан похлопал меня по плечу и сказал, что все нормально, мне удалось не рассердиться, и это уже хорошо.
— Теперь всегда говори с растениями, — сказал он. — Пока полностью не избавишься от чувства собственной важности. В конце концов тебе должно стать безразлично, смотрит на тебя кто-то в этот момент или нет. Ступай-ка вон туда, в холмы, и потренируйся сам.» (III, 472–473)
Утрата чувства собственной важности приводит воина в особое состояние, называемое здесь смирением. Крайне важно понять, что смирение воина в учении дона Хуана сильно отличается от наших обычных представлений, связанных с этим словом.
«Воин берет свою судьбу, каковой бы она ни была, и принимает ее в абсолютном смирении.
Он в смирении принимает себя таким, каков он есть, но не как повод для сожаления, а как живой вызов.»
Кастанеда
«Каждому из нас требуется время, чтобы понять это и сделать своим достоянием. Я когда-то ненавидел само слово «смирение». Я — индеец, а мы, индейцы, всегда были смиренны и только и делали, что опускали головы. Я думал, что смирению не по пути с воином. Я ошибался. Сейчас я знаю, что смирение воина и смирение нищего — невероятно разные вещи. Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволит опускать голову перед ним. Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метет пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его, мели пол перед ним.
Вот почему я сегодня сказал тебе, что не знаю, что чувствуют учителя. Я знаю только смирение воина. А оно никогда не позволит мне быть чьим-то учителем.» (IV, 24)
«Уверенность в себе воина и самоуверенность обычного человека это разные вещи. Обычный человек ищет признания в глазах окружающих, называя это уверенностью в себе. Воин ищет безупречности в собственных глазах и называет это смирением. Обычный человек цепляется за окружающих, а воин рассчитывает только на себя. Похоже, ты гоняешься за радугой вместо того, чтобы стремиться к смирению воина. Разница между этими понятиями огромна. Самоуверенность означает, что ты знаешь что-то наверняка; смирение воина — это безупречность в поступках и чувствах.» (IV, 13)
Ну ладно, цитаты это хорошо, какие-то общие особенности ЧСВ понятны, но как его отловить в обычной жизни? У воинов это называется сталкинг — выслеживание себя. Охота на то, что забирает энергию и делает тебя неэффективным.
Про многое из того, что описано ниже, говорит и Марина Комиссарова. Про то, что любые споры — это по сути скалки, то есть пыточное орудие. Что есть такое баг общения — «Оправдашка» (и тут еще второй пост про оправдашек). «Обратите на меня внимание» — баг Выскочка, да и другие баги общения. и так далее. То есть психология тоже за очищение своего поля от всех этих нездоровых вещей.
Виталий Чугреев, наверное, подробнее всех в интернете рассматривает ЧСВ с практической точки зрения. Я проходила у него платный курс по сталкингу на его сайте, но у него есть и хорошие подробные статьи в открытом доступе:
«Выслеживание чувства собственной важности»
«Избавление от чувства собственной важности»
Вот из первой статьи:
Наиболее типичные проявления чувства собственной важности:
1) «Синдром гуру»
Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на «путь истинный».
Еще такой вариант — «да я это знаю лучше тебя». Проявляется в иронии (чуть ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он говорит что-то известное тебе.
2) Споры
Отстаивание своей точки зрения, доказывания. Также любые внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения. Моделирование в голове разных конфликтных ситуаций.
Причина спора — попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку зрения. Попытка защиты — это неуверенность в себе.
3) Оправдания
И объяснения в качестве оправданий. Оправдания вызваны желанием выглядеть лучше. Оправдания — это форма защиты. Оправдывающийся человек защищает свой «светлый образ», «доброе имя» и т.д.
Часто оправдания — боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное, боязнь, что тебя неправильно поняли.
Типичный шаблон оправдания: «Ты плохой» — оправдание. «Ты плохой» — человек воспринимает в отношении самого себя после:
1) своих же слов, действий;
2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).
Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не раньше. Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и обвиняет себя сам. Он выбирает обижаться и обвинять себя. Можно причинить физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не выбирает.
4) «Обратите на меня внимание»
Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.
Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре. Выражается в попытках сказать что-то «веское», «умное», «смешное». Покрасоваться перед людьми. Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о событиях своей жизни (в целях привлечения внимания — «а знаете, я тут недавно…»).
Синонимы — «рисовка», «дешевые понты». Более благозвучные названия — самопрезентация, самореклама. «Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный, любите меня». Особенно характерно проявляется в момент встречи людей. По тому, кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить — это ЧСВ.
Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы (например — расположение, интерес «нужных людей») — это стратегия, а есть «дешевые понты» — это уже ЧСВ.
5) Стеснительность
По симптомам прямо противоположна «обратите на меня внимание». Возникает от неуверенности в себе. Очень часто сочетается с «обратите на меня внимание», в одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо противоположный. Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком, привязанным за веревку, и т.д.).
6) Раздражение, гнев, ярость
Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь. Когда тебе кто-то мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.
Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением по некоторому вопросу.
7) Мстительность
Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной мстительностью. «Ах, ты мне так, тогда я тебе так» — «ответить ударом на удар».
Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда очевидны причина и следствие. Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом всплывает и «вот тебе, на, получи…». Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду, выждал, а потом отомстил.
Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: «ах, зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…», на уровне головы это вообще может не проявиться. Просто «вдруг» возникает какое-то желание «ударить» человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в чем-то, или просто подколоть.
Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями: «восстановить справедливость», «отстоять правоту», «наставить на путь истинный».
8) Ложная скромность
Выражается в неспособности принятия комплиментов. «Да нет, ну что вы…». Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто шаблон (в детстве научили так отвечать).
9) Заискивание, раболепство
Например, в отношении с начальством. Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком. Причина этого проявления — страх. Страх получить наказание, потерять работу и т.д. Страх не получить что-то, например, не получить расположение «важного человека».
10) Поиск «недостатков» и «ошибок» других людей
Излишнее внимание к недостаткам других. Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих — «Вот идиоты, придурки» и т.д.
Гневные проповеди и осуждение. По смыслу эти проповеди сводятся к «Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно». Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: «Хотя кто я такой, чтобы судить других». Или так: «Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично».
Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.
«…Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает… Ты сам должен быть безупречным человеком… … Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…»
11) Реакция на «плохой/хороший»
Реакция на «плохой» — раздражение, обида, оправдания.
«Плохой» может восприниматься после фраз, имеющих смысл: «Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь». «Полный придурок». Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению. Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.
Реакция на «хороший» — удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит. По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: «Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества». Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания. А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно. Во-первых — это повышение своей значимости, во-вторых — появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.
12) Героизм
Очень забавное проявление ЧСВ. Осознается, как правило, уже годы спустя «титанических усилий», «одинокой безмолвной битвы» и подобного им идиотизма.
Образ героя в своем лице — это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их «тупостью», «заблуждениями» и т.д. Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.
Борьба воина — это борьба со своим идиотизмом. Вызов воину — это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться. Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно. Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд. Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов. Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом. Героизм в виде «титанических усилий» и попыток прорыва в «светлое завтра» — это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.
13) Сомнение, озабоченность, страх
Проявляется в виде тревоги, нетерпения. Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом («Получится ли? Успею ли?»), внешностью («А хорошо ли я выгляжу?»), отношением к себе людей («Меня никто не любит», «Я никому не нужен», «Как-то он на меня косо посмотрел», «Интересно, я понравился ей, понравилась ему?») и т.д.
Более легкая форма озабоченности — ожидания. Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.
Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен («Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно», «Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь»).
Еще очень характерное проявление ЧСВ: «ожидание оценки» — ждать реакцию на свои поступки, слова. Ожидание и поиск признания со стороны окружающих. Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.
14) Сожаление, самобичевание
Я не успел, я опоздал, я не сделал. Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел. И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.
Очень характерно сожаление проявляется в случае — «я обидел человека». Потом идет «я плохой».
15) Самолюбование
Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов («синдром гуру»), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант — «скромный» гений :).
Вариант самолюбования: «Взгляд глазами другого человека» (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека). Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.
16) «Кто всех круче?»
Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования («я лучший», «я самый первый», «мы их сделали») и извращенные соревнования — «кому из нас было трудней?» («… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …»).
В принципе, этой информации достаточно для осознавания такой вещи, как Чувство собственной важности.
Как всегда, буду рада любым мыслям и комментариям )
Анна, Вы все верно написали… кроме пункта про героизм… Тут не согласен с Вашей трактовкой.
А как же героизм на войне или при защите жизни близких? Когда человек спасает других ценой своей жизни, понимая, что шансов у него нет? Это тоже — глупое ЧСВ и идиотизм?!!
Если вы занимаетесь такой темой, то от вас не должно быть таких однозначных комментариев ) все же не так просто и прямо, чтобы чесать все под одну гребенку. Героизм очень часто бывает в нашей жизни или напускным, чтобы пустить пыль в глаза, или пустым, за пустую идею, или лишь бы как-то проявить себя особенным, не таким как все.. бывает героизм такой опасным, с сильными перекосами и жертвами. Статья с пунктами не моя, а Валерия Чугреева, но ам же нет ничего про героизм на войне или спасение людей
Никого ничего не смущает в названии статьи? Чувство собственной ЖАЛОСТИ? Исправьте, а то и читать расхотелось автора, когда у него начинная с названия опечатки. Ну, или обоснуйте, я может чего-то не понимаю:)
конечно, не читайте ) это же так важно, что вас смутила опечтка, хотя дальше огромная полезная статья и все нормально написано
но спасибо )
а интересно, каким будет человек, если избавится от всех этих пунктов? хотя, наверное, это невозможно, мы ж живые и нам присущи разные пороки…
да, практически невозможно. если только осознанно много лет подряд ежедневно следовать пути воина и все практиковать, есть самые разные практики насчет ЧСВ, перепросмотр делать и так далее. я таких людей не знаю, да и сомневаюсь что-то, что они есть
Красивая внешне и внутренне.Умная и чуткая… Влюблен по-прежнему… Радуюсь, что такая есть!
Человек — частица общества в определенный отрезок времени! Каким быть — решать ему! Или овощем, или действующим лицом в театре жизни, легче конешно овощем, валяйте!