Этот пост я написала, когда читала серию про Эраста Фандорина Бориса Акунина.
Кроме того, что это очень увлекательный детектив, разнообразный в каждой книге, так еще и главный герой, его помощник Маса, встречающиеся им противники — такие сильные, вдохновляющие персонажи, что книга получается «два в одном» — и саморазвитие (полезно), и художественная (интересно).
Фандорина хочется моделировать. Он сильный, скромный, глубокий, независимый. С опорой на себя, прокачивает сферы жизни.
И вот, к чему приходит герой в одной из последних книг — «Весь мир театр».
Фандорину стукнуло 50 лет.
Очень понравилось то, что было написано в начале книги.
Я думаю так же — с возрастом мы становимся глубже, интереснее, качественнее, и в этом весь смысл этой жизни.
Променять красоту тела на красоту души — это только удовольствие. Особенно, учитывая, что это происходит плавно и незаметно.
Если, конечно, сделка удалась и ты доволен начинкой своей жизни и души. Но в наших силах в любой момент повернуть так, чтобы это так и было. На это могут уйти годы, но это того стоит. Привести реальность в соответствие с желаемым.
Я только после 35 лет в полной мере занялась осознанными изменениями себя и своей жизни. Хотя и до этого были такие попытки. И то, что теперь творится моими руками со всем пониманием того, что происходит — увлекательно и результативно.
Появляется такая свобода, какой в юности и не снилось. Понимание, что нужно, чего хочется, как хочешь жить. Гигантские горизонты. Понимание, что жизнь очень короткая, а ты можешь все. Перестаешь предавать себя. Можешь опираться на себя. Появляется независимость от других людей — не только материальная, но и эмоциональная. Много чего.
Начало книги прекрасного Бориса Акунина «Весь мир театр»:
«ГАРМОНИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Гармоническим человеком Эраст Петрович стал себя считать с того момента, когда достиг первой ступеньки мудрости. Произошло это не поздно и не рано, а в самый раз — в возрасте, когда уже пора делать выводы, но еще можно изменить планы.
Самый существенный вывод, извлеченный из прожитых лет, сводился к предельно короткой максиме, которая стоила всех философских учений вместе взятых: стареть — это хорошо.
«Стареть» означает «созревать», то есть становиться не хуже, а лучше — сильнее, мудрее, завершенней.
Если же человек, старясь, ощущает не приобретение, а потерю, значит, его корабль сбился с курса.
Продолжая морскую метафору, можно сказать, что рифы пятидесятилетия, где мужчины так часто терпят крушение, Фандорин миновал на полных парусах, с развевающимся штандартом. Правда, чуть не взбунтовалась команда, но обошлось.
Попытка мятежа произошла как раз в день полувекового юбилея, что, конечно, не было случайностью. В сочетании цифр есть безусловная магия; не чувствуют ее лишь люди, начисто лишенные воображения.
Отметив день рождения прогулкой в скафандре по морскому дну (в ту пору Эраст Петрович страстно увлекался водолазанием), он вечером сидел на веранде, смотрел на фланирующую по эспланаде публику, потягивал ромовый пунш, мысленно повторяя «Мне пятьдесят, мне пятьдесят» — будто пытался распробовать непривычный напиток. Вдруг взгляд остановился на дряхлом старичке в белой панаме; высохшую, трясущуюся мумию катил слуга-мулат в кресле на колесиках. Взор мафусаила был мутен, с подбородка свисала нитка слюны.
«Надеюсь, я не доживу до такого возраста», подумал Фандорин — и внезапно понял, что испугался. А еще больше испугался того, что мысль о старости его испугала.
Настроение было испорчено. Он ушел к себе в номер — перебирать нефритовые четки и рисовать на бумаге иероглиф «старость». Когда листок покрылся изображениями символа Ш во всевозможных стилях, проблема разрешилась, концепция выработалась. Мятеж на корабле был подавлен. Эраст Петрович поднялся до первой ступени мудрости.
Жизнь не может быть спуском, только подъемом — до самого последнего мига. Это раз.
В часто цитируемой пушкинской строфе «Летят за днями дни, и каждый день уносит частицу бытия» содержится смысловая ошибка. Наверное, поэт пребывал в хандре, или же это просто описка. Стихотворение следует читать: «Летят за днями дни, и каждый день приносит частицу бытия». Если человек живет правильно, течение времени делает его не беднее, а богаче. Это два.
Старение должно быть выгодной торговой операцией, натуральным обменом физической и умственной крепости на духовную, внешней красоты — на внутреннюю. Это три.
Все зависит от сорта твоего вина. Если оно дешевое, от возраста скиснет. Если благородное, станет только лучше. Отсюда вывод: чем человек делается старше, тем качественнее он обязан становиться. Это четыре.
Ну и пятое. Физической и умственной крепостью Эраст Петрович поступаться тоже был не намерен. Для этой цели он разработал специальную программу.
В каждый следующий год жизни нужно осваивать новый рубеж.
Даже два рубежа: спортивно-физический и интеллектуальный. Тогда стариться будет не страшно, а интересно.
Довольно быстро составился перспективный план грядущей экспансии — и такой, что следующих пятидесяти лет могло не хватить.
Из пока еще не осуществленных задач интеллектуального направления Фандорин намеревался: выучить, наконец, как следует немецкий язык, поскольку война с Германией и Австро-Венгрией, очевидно, неизбежна; освоить китайский (тут одного года мало, понадобится два — и то лишь благодаря тому, что иероглифику он уже знает); восполнив постыдный пробел в мирознании, капитально познакомиться с мусульманской культурой, для чего надо будет выучить арабский и проштудировать в оригинале Коран (клади года три); прочитать классическую и современную литературу (на это у Эраста Петровича вечно недоставало времени) — и так далее, и так далее.
Из задач спортивных, ближайшего периода: научиться управлять аэропланом; посвятить годик любопытному и полезному для координации движений олимпийскому развлечению — прыжкам с шестом; заняться альпинизмом; непременно освоить бесскафандровое водолазание с ребризером нового типа, где усовершенствованный регулятор подачи кислорода дает возможность совершать длительные погружения на значительную глубину. Эх, всего не перечислишь!
За пять лет, миновавшие со дня, когда Фандорин устрашился страха, методика правильного старения успела дать неплохие результаты.
Каждый год он поднимался на одну ступеньку — точнее, на две, так что на себя прежнего, пятидесятилетнего, теперь оглядывался сверху вниз.
К пятьдесят первому дню рождения Эраст Петрович в качестве интеллектуального свершения изучил испанский язык, которого ему так недоставало во время плаваний по Карибскому морю. «Ступенькой» для тела стала джигитовка. Верхом он, конечно, ездил и раньше, но не блестяще, а дело-то полезное и к тому же чрезвычайно увлекательное — много приятней поднадоевших гонок на автомобиле.
К пятидесяти двум Фандорин научился говорить по-итальянски и значительно повысил уровень владения кэндзюцу, японским фехтованием. Преподавал ему эту восхитительную науку японский консул барон Сигэяма, обладатель наивысшего дана. К исходу срока Эраст Петрович выигрывал у барона две схватки из трех (и одну-то уступал, только чтоб не обижать сенсея).
Пятьдесят третий год жизни был посвящен, с одной стороны, античной и новой философии (образование Фан-дорина, увы, исчерпывалось гимназией); с другой — езде на мотоциклете, которая по остроте ощущений не уступала конному спорту.
В истекшем 1910 году умом Эраста Петровича владела химия, самая быстро развивающаяся из современных наук, а тело он развлекал жонглированием (вроде бы ерунда, безделица, но оттачивает синхронизацию движений и мелкую моторику).
В нынешнем же сезоне ему показалось логичным от жонглирования перейти к канатоходству — отличное средство для укрепления физического и нервного равновесия».
Вся эта система прокачки очень похожа, кстати, на то, чем мы занимаемся в «Мастерской осознанной жизни».
Иногда в песнях я отлавливаю фразы, типа:
— The grass is greener and greener every day — Трава все зеленее и зеленее с каждым днем.
— It’s just cherries, cherries. Everything is cherries on top — Это все вишенки на торте, вокруг сплошные вишенки на торте.
И ведь только так и должно быть.
Мы становимся все умнее, осознаннее. Прокачиваем массу навыков, на ошибках лучше понимаем, что и как. Жизнь все короче, ценнее каждый миг, появляются дети — такой источник счастья и радости, смысла. Вроде бы все круто.
А сколько возможностей у нас сейчас!
Никогда еще за мировую историю у человека не было столько возможностей. По самообразованию, реализации, развитию. Знания по психологии и любой профессии, по здоровью. Возможности общения с людьми со всего мира, самопрезентации и самовыражения в массы. Что угодно.
И при всем при этом люди с годами уходят во фрустрацию, вымотанные, растерянные, потерянные, озабоченные тем, что нам не нужно и навязано, мечтающие об одном, а делающие противоположное, в апатии и унынии.
Разочаровываются в жизни, в других людях и в результатах своих усилий.
Вот то, чем собирался заняться Эраст — прокачка ресурсов из внутреннего локуса (с опорой на себя, на то, что он для себя может сделать с условием того, что происходит — с условием старения).
Именно с прокачкой сфер жизни и с практикой опоры на себя появляется совсем другое внутреннее ощущение от жизни. Когда все с интересом, играючи.
Можно быть очарованным жизнью и людьми, любопытным, полным стабильности, спокойствия и при этом азарта и энергии.
Можно быть сильным, счастливым, любящим свою жизнь.
Можно и нужно.
А вот пример того, в какой физической форме можно быть в 69 лет. Сергей Бубновский дает много четких практических ключиков на этот счет.
Эту книгу про Фандорина не читала, хотя в свое время «глотала» все, что выходило из-под пера Акунина. Мне понравилась мысль о преодолении двух новых рубежей каждый новый год жизни. Взять бы это за правило и аккуратно следовать такому плану.
С детективами и Акуниным»разминулась». Зато Классная Идея: физический и интеллектуальный рубеж на каждый новый год жизни — супер актуальна в 66, особенно физический рубеж в письменном виде!!!! По факту интеллектуальные идеи начала воплощать ежегодно после 60 и очень довольна. Вперед!!!
ну вы молодец вообще! ))
а Фандорин прекрасен! Вот именно вся серия про него, не могла оторваться, пока не дочитала. И очень вдохновляет на жизнь, а не просто почитать-развлечься. Потом пыталась другое читать у Акунина — далеко не так интересно. тут именно сам персонаж замечательно собран
Да, Эраст Петрович уже давно не тот, но в каждой книге Акунина он держится молодцом! Я тоже прочти все его романы прочитал, остались сущие пустяки — две или три книги! А вам, кстати, какая больше всего понравилась?
да уже не помню, что именно )) но этот этап был очень увлекательным и мощным, когда я обчиталась всего Фандорина )
Посыл Фандорина понятен, однако для его идей нужны средства. А джигитовка может кончиться падением и травмой. Будем искать для себя подходящее по деньгам, и не столь опасное.
Акунин мой любимый писатель из современников,от Фандорина «ваще тащусь»,этот роман конечно же читала,но любимый из всех это Смерть Ахиллеса)
Анна, спасибо за побуждение почитать Акунина. Отозвалось очень сильно развитие героя и его настрой.