Задумывались ли вы о том, насколько люди склонны к негативному восприятию жизни?
Если произойдет какое-то нейтральное событие, то большинство воспримет его как негативное, небольшая часть увидит хорошее и еще совсем небольшая воспримет его без дуальности и эмоционального окраса.
Это давно уже исследовано и доказано.
Например, по проведенным исследованиям, из самых популярных слов, которые мы используем для описания наших эмоций только 1/4 — позитивные. А почти 3/4 — негативные.
Очень яркий пример — школьник, приносящий отметки.
Можно представить себе ситуацию: дочка приносит вам дневник.
У нее одна пятерка, четыре четверки и одна двойка.
На чем вы, как родитель, сосредоточитесь?
Этот пример взят из книги Чипа Хиза и Дена Хиза «Сердце перемен. Как добиваться изменений легко и надолго» (хорошая книга про осознанные изменения в жизни).
Вот дальше оттуда:
«Этот пример придумал писатель-социолог Маркус Бэкингем.
Он утверждает, что практически все родители обычно фиксируются на двойке. Их легко понять: «Похоже, что-то не так. Надо это исправить. Давайте найдем ей репетитора! А может, ее наказать? Пока не исправит двойку, гулять не пойдет».
Очень редко попадается родитель, который скажет: «Пятерка! Какая умница! Ты, наверное, отлично разбираешься в предмете. Как бы это использовать в будущем?»
Когда речь заходит об изменениях, одна из характерных черт нашего пристрастия к плохому становится критически важной.
Давайте назовем ее концентрацией на проблемах.
Когда Погонщик (Мозг) видит, что что-то идет хорошо, он много на эту тему не думает.
Но когда что-то ломается, он переключается в режим внимания и начинает применять свои навыки по решению проблем.
Поэтому когда ваши дети учатся на четверки и пятерки, вы особо не задумываетесь об их оценках. Но когда начинают появляться тройки и двойки, вы становитесь рьяным педагогом. Если подумать, это довольно странно, не правда ли? »
До этого конкретного примера я мало задумывалась о том, насколько сильно мы склонны выискивать проблемы и плохие стороны во всем.
У Бэкингема, кстати, есть серия книг о том, как максимально использовать сильные стороны человека, а не зацикливаться на недостатках.
Как часто родители сконцентрируются на его достижениях и хороших отметках, или хотя бы отсутствию плохих отметок по большинству предметов?
И сколько родителей тут же начинают пугать ребенка за плохую оценку? Так, что он потом безумно боится показывать им, что он где-то совершил промах, который привел к такой оценке, или что он где-то недостаточно талантлив, или не обладает какими-то качествами (возможно, пока), как хотели бы его родители?
Это же бред вообще, так сильно беспокоиться по поводу плохих оценок, как это нам внушили с детства всевозможными программами.
Вы сами то умеете играть на музыкальном инструменте, отлично знаете высшую математику, химию, физику, прекрасно и без ошибок пишете тексты, успеваете много читать, много отжимаетесь и прекрасно ладите с людьми? Чтобы требовать от своего ребенка только хороших результатов по всем направлениям одновременно и всегда.
А сколько родителей постоянно сплетничают и обсуждают других, жалуются на проблемы со здоровьем, деньгами, взаимоотношениями, вместо того, чтобы в конструктивном ключе обсуждать их решение и те меры, которые принесут в их жизнь больше радости, здоровья, богатства?
Вот, еще немного из книги «Сердце перемен»:
«Такая негативная ориентированность не ограничивается эмоциями. Нас всех поголовно тянет к негативу. Группа психологов провела обзор двух сотен статей и пришла к выводу, что в широком спектре человеческого поведения и восприятия остается верным следующий общий принцип: «Плохое сильнее хорошего».
Пример A. Люди, которым показывали фотографии плохих и хороших событий, дольше рассматривали плохие.
Пример Б. Плохие новости о других людях оказались привязчивее, чем хорошие. Люди обращали на них больше внимания, больше о них рассуждали, дольше помнили и придавали им большее значение при оценке человека в целом. Такая схема столь устойчива, что исследователи, занимавшиеся проблемой взаимного восприятия, придумали специальный термин: «позитивно-негативная асимметрия».
Пример В. Исследователи рассмотрели семнадцать работ о том, как люди интерпретируют и объясняют события в их жизни – например, как болельщики воспринимают спортивные события, а студенты описывают свой день в дневниках. Во многих сферах – на производстве, в политике, спорте и личной жизни – люди более склонны спонтанно обсуждать (и пытаться объяснить) не хорошее, а плохое.
Итак, плохое сильнее хорошего. Как однажды сказал литературный критик Лесли Фидлер, многие писатели прославились, описывая супружеские проблемы, но еще не появился успешный роман о счастливом браке
А если бы Погонщик (Мозг) был более ориентирован на позитив?
Представьте мир, в котором вы испытывали бы прилив благодарности каждый раз, когда нажимаете выключатель и комната наполняется светом.
Представьте мир, в котором жена крепко целует мужа, забывшего о ее дне рождения, со словами: «Ты тринадцать лет из четырнадцати о нем помнил! Это прекрасно!»
Это явно не наш мир. Но в период изменений он должен стать именно таким. Наш Погонщик сосредотачивается на проблемах, а надо сосредотачиваться на решениях. Если вы менеджер, спросите себя: «Какой процент времени у меня уходит на решение проблем, а сколько я трачу на оценку успехов?»»
Про выключатель мне очень нравится. Сильно сказано.
И вот вчера в Стодневке (это замечательное изобретение Армена Петросяна), в ходе обычного обсуждения про количество замечаемых радостей в течение дня у разных людей, как-то вдруг родилась мысль — каждый день отмечать 100 радостей дня.
Еще вчера читала главу из книги «Черный город» про Эраста Фандорина, где он ведет дневник (по сути занимается фрирайтингом) — называется это по-японски «Никки». Есть у него практика — каждый год внедрять какую-то одну новую привычку — физическую и одну духовную.
И он решил практиковать фрирайтинг год ежедневно без всяких поблажек. И вот там было такое:
«Никки положено вести ежедневно.
Уважительных причин, по которым разрешалось бы сделать перерыв, не существует. Ни болезнь, ни горе, ни опасность оправданием не являются.
Если ты оказался в пустыне без бумаги и кисти – скреби палочкой по песку. Если потерпел кораблекрушение и плывешь по морю на доске – води пальцем по воде.»
И как-то это все объединилось для меня в практику «100 радостей дня ежедневно и без поблажек». Вот хочешь-не хочешь, а обязан постараться выдать 100 штук )
Это, конечно, не занятие для ежедневного практикования на всю жизнь — потому что оно довольно трудозатратно, и нужно все время фиксировать. То есть больше подходит для тех, у кого работа у компьютера и кто много времени проводит в одном месте — дома, в офисе.
Но это идеально, как инструмент для разового или периодического оттачивания навыка видеть во всем радость и позитив. Поэтому я планирую попрактиковать «100 радостей дня» ежедневно до конца текущей Стодневки — это еще примерно 45 дней.
Эта задача сложна, тем и интересна.
И она прекрасно сочетается с моей текущей целью — внедрить постепенно в привычку все «волшебные правила» Александра Палиенко, про одно из которых я как раз давно уже стараюсь помнить — «видеть 3 хорошие вещи во всем и во всех».
Вчера у меня получилось 60 радостей. А потом, под конец дня я пересеклась с одним человеком, который часто склонен видеть негативное во всем, и вот особенно на этом контрасте очень хорошо прочувствовала и всю пользу от того, что я весь день фокусировалась на позитиве. И ощутила, насколько мощно мы можем сами осознанно менять себя и обстоятельства, раскрашивать нашу жизнь красками.
Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу.
Видеть вокруг хорошее — всего лишь навык, привычка, его нужно тренировать и развивать в себе.
В общем, начинаю Флэшмоб «100 Радостей Дня». Несколько человек уже присоединились. Попробуйте и вы )
Анна, очень вдохновляюще написано. Когда читала про оценки, сразу вспомнила себя и свое чадо, пришедшее со школы. На негативе и вправду легче сосредоточиться, а вот заметить хорошее — сложно. Я стараюсь держать позитивное мышление в голове, но в критической ситуации оно мне просто отказывает. А самое ужасное, я стала замечать, что мой сын смотрит на мир сквозь черные очки, не розовые и не белые, а черно-серые, и это в его 7 лет. Получается, что я заложила в него негативное воспритятие мира и объяснить, что и я делаю ошибки не так то и просто. Хотя если виновата, я прошу прощение и объясняю, что каждый имеет право на ошбику, главное сделать правильный выбор. А какие вы себе ставите маячки-напоминалки, чтобы держать фокус на позитиве?
Анна, здравствуйте.
Очень понравился пример с оценками. Ведь действительно мой мозг, чаще концентрируется на ошибках (проблемах), вместо того что бы видеть лучшее. А его действительно много.
Практика 100 дней интересная, но это сложно. Возьму на вооружение.
Спасибо.
у Зеланда тоже главная мысль — все хорошее гипертрофированно преувеличивать, а плохое игнорировать. очень хорошо работает )
а я снова к этой практике вернулась недавно ) когда почувствовала какую-то неудовлетворенность от проживаемых дней — именно список, как можно больше радостей выискивать за день. Ну и в тот период, когда я ее ставила, она мне очень много дала
Кстати, у меня отличная идея по вашему флэшмобу.
Сейчас в соц. сетях активно постят хэштег #100днейворонина, это техника БМ.
Почему бы не сделать хэштэг #100радостейдня? в вконтакте такого нет.
Тогда ваш флэшмоб будет более массовым!
Аня, привет! Я вдохновилась идеей. Вчера за день насобирала 41 радость. Маловато будет, при том, что это был выходной))) Продолжаем эксперимент.
41 — это уже очень круто для начала! у меня до 100 ни разу не доходило. Но у некоторых людей было, что за планку 20-30 никак не выходило