100 Радостей Дня

Задумывались ли вы о том, насколько люди склонны к негативному восприятию жизни?

Если произойдет какое-то нейтральное событие, то большинство воспримет его как негативное, небольшая часть увидит хорошее и еще совсем небольшая воспримет его без дуальности и эмоционального окраса.

Это давно уже исследовано и доказано.

Например, по проведенным исследованиям, из самых популярных слов, которые мы используем для описания наших эмоций только 1/4 — позитивные. А почти 3/4 — негативные.

Очень яркий пример — школьник, приносящий отметки.

Можно представить себе ситуацию: дочка приносит вам дневник.

У нее одна пятерка, четыре четверки и одна двойка.

На чем вы, как родитель, сосредоточитесь?

Какие отметки видите вы?

 
Этот пример взят из книги Чипа Хиза и Дена Хиза «Сердце перемен. Как добиваться изменений легко и надолго» (хорошая книга про осознанные изменения в жизни).

Вот дальше оттуда:

«Этот пример придумал писатель-социолог Маркус Бэкингем. 

Он утверждает, что практически все родители обычно фиксируются на двойке. Их легко понять: «Похоже, что-то не так. Надо это исправить. Давайте найдем ей репетитора! А может, ее наказать? Пока не исправит двойку, гулять не пойдет».

Очень редко попадается родитель, который скажет: «Пятерка! Какая умница! Ты, наверное, отлично разбираешься в предмете. Как бы это использовать в будущем?»

Когда речь заходит об изменениях, одна из характерных черт нашего пристрастия к плохому становится критически важной. 

Давайте назовем ее концентрацией на проблемах. 

Когда Погонщик (Мозг) видит, что что-то идет хорошо, он много на эту тему не думает. 

Но когда что-то ломается, он переключается в режим внимания и начинает применять свои навыки по решению проблем. 

Поэтому когда ваши дети учатся на четверки и пятерки, вы особо не задумываетесь об их оценках. Но когда начинают появляться тройки и двойки, вы становитесь рьяным педагогом. Если подумать, это довольно странно, не правда ли? »

 
До этого конкретного примера я мало задумывалась о том, насколько сильно мы склонны выискивать проблемы и плохие стороны во всем.

У Бэкингема, кстати, есть серия книг о том, как максимально использовать сильные стороны человека, а не зацикливаться на недостатках.

 
Как часто родители сконцентрируются на его достижениях и хороших отметках, или хотя бы отсутствию плохих отметок по большинству предметов?

И сколько родителей тут же начинают пугать ребенка за плохую оценку? Так, что он потом безумно боится показывать им, что он где-то совершил промах, который привел к такой оценке, или что он где-то недостаточно талантлив, или не обладает какими-то качествами (возможно, пока), как хотели бы его родители?

Это же бред вообще, так сильно беспокоиться по поводу плохих оценок, как это нам внушили с детства всевозможными программами.

Вы сами то умеете играть на музыкальном инструменте, отлично знаете высшую математику, химию, физику, прекрасно и без ошибок пишете тексты, успеваете много читать, много отжимаетесь и прекрасно ладите с людьми? Чтобы требовать от своего ребенка только хороших результатов по всем направлениям одновременно и всегда.

А сколько родителей постоянно сплетничают и обсуждают других, жалуются на проблемы со здоровьем, деньгами, взаимоотношениями, вместо того, чтобы в конструктивном ключе обсуждать их решение и те меры, которые принесут в их жизнь больше радости, здоровья, богатства?

 
Вот, еще немного из книги «Сердце перемен»:

«Такая негативная ориентированность не ограничивается эмоциями. Нас всех поголовно тянет к негативу. Группа психологов провела обзор двух сотен статей и пришла к выводу, что в широком спектре человеческого поведения и восприятия остается верным следующий общий принцип: «Плохое сильнее хорошего».

Пример A. Люди, которым показывали фотографии плохих и хороших событий, дольше рассматривали плохие.

Пример Б. Плохие новости о других людях оказались привязчивее, чем хорошие. Люди обращали на них больше внимания, больше о них рассуждали, дольше помнили и придавали им большее значение при оценке человека в целом. Такая схема столь устойчива, что исследователи, занимавшиеся проблемой взаимного восприятия, придумали специальный термин: «позитивно-негативная асимметрия».

Пример В. Исследователи рассмотрели семнадцать работ о том, как люди интерпретируют и объясняют события в их жизни – например, как болельщики воспринимают спортивные события, а студенты описывают свой день в дневниках. Во многих сферах – на производстве, в политике, спорте и личной жизни – люди более склонны спонтанно обсуждать (и пытаться объяснить) не хорошее, а плохое.

Итак, плохое сильнее хорошего. Как однажды сказал литературный критик Лесли Фидлер, многие писатели прославились, описывая супружеские проблемы, но еще не появился успешный роман о счастливом браке

А если бы Погонщик (Мозг) был более ориентирован на позитив? 


Представьте мир, в котором вы испытывали бы прилив благодарности каждый раз, когда нажимаете выключатель и комната наполняется светом. 

Представьте мир, в котором жена крепко целует мужа, забывшего о ее дне рождения, со словами: «Ты тринадцать лет из четырнадцати о нем помнил! Это прекрасно!»

 
Это явно не наш мир. Но в период изменений он должен стать именно таким. Наш Погонщик сосредотачивается на проблемах, а надо сосредотачиваться на решениях. Если вы менеджер, спросите себя: «Какой процент времени у меня уходит на решение проблем, а сколько я трачу на оценку успехов?»»

 
Про выключатель мне очень нравится. Сильно сказано.

 
И вот вчера в Стодневке (это замечательное изобретение Армена Петросяна), в ходе обычного обсуждения про количество замечаемых радостей в течение дня у разных людей, как-то вдруг родилась мысль — каждый день отмечать 100 радостей дня.

каждый день отмечать 100 радостей дня

Еще вчера читала главу из книги «Черный город» про Эраста Фандорина, где он ведет дневник (по сути занимается фрирайтингом) — называется это по-японски «Никки». Есть у него практика — каждый год внедрять какую-то одну новую привычку — физическую и одну духовную.

И он решил практиковать фрирайтинг год ежедневно без всяких поблажек. И вот там было такое:

«Никки положено вести ежедневно.

Уважительных причин, по которым разрешалось бы сделать перерыв, не существует. Ни болезнь, ни горе, ни опасность оправданием не являются.

Если ты оказался в пустыне без бумаги и кисти – скреби палочкой по песку. Если потерпел кораблекрушение и плывешь по морю на доске – води пальцем по воде.»

И как-то это все объединилось для меня в практику «100 радостей дня ежедневно и без поблажек». Вот хочешь-не хочешь, а обязан постараться выдать 100 штук )

Это, конечно, не занятие для ежедневного практикования на всю жизнь — потому что оно довольно трудозатратно, и нужно все время фиксировать. То есть больше подходит для тех, у кого работа у компьютера и кто много времени проводит в одном месте — дома, в офисе.

Но это идеально, как инструмент для разового или периодического оттачивания навыка видеть во всем радость и позитив. Поэтому я планирую попрактиковать «100 радостей дня» ежедневно до конца текущей Стодневки — это еще примерно 45 дней.

Эта задача сложна, тем и интересна.

И она прекрасно сочетается с моей текущей целью — внедрить постепенно в привычку все «волшебные правила» Александра Палиенко, про одно из которых я как раз давно уже стараюсь помнить — «видеть 3 хорошие вещи во всем и во всех».

Вчера у меня получилось 60 радостей. А потом, под конец дня я пересеклась с одним человеком, который часто склонен видеть негативное во всем, и вот особенно на этом контрасте очень хорошо прочувствовала и всю пользу от того, что я весь день фокусировалась на позитиве. И ощутила, насколько мощно мы можем сами осознанно менять себя и обстоятельства, раскрашивать нашу жизнь красками.

Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу.

Видеть вокруг хорошее — всего лишь навык, привычка, его нужно тренировать и развивать в себе.

 
В общем, начинаю Флэшмоб «100 Радостей Дня». Несколько человек уже присоединились. Попробуйте и вы )

 

6 Комментариев 100 Радостей Дня

  1. Юлия

    Анна, очень вдохновляюще написано. Когда читала про оценки, сразу вспомнила себя и свое чадо, пришедшее со школы. На негативе и вправду легче сосредоточиться, а вот заметить хорошее — сложно. Я стараюсь держать позитивное мышление в голове, но в критической ситуации оно мне просто отказывает. А самое ужасное, я стала замечать, что мой сын смотрит на мир сквозь черные очки, не розовые и не белые, а черно-серые, и это в его 7 лет. Получается, что я заложила в него негативное воспритятие мира и объяснить, что и я делаю ошибки не так то и просто. Хотя если виновата, я прошу прощение и объясняю, что каждый имеет право на ошбику, главное сделать правильный выбор. А какие вы себе ставите маячки-напоминалки, чтобы держать фокус на позитиве?

  2. Валерий

    Анна, здравствуйте.
    Очень понравился пример с оценками. Ведь действительно мой мозг, чаще концентрируется на ошибках (проблемах), вместо того что бы видеть лучшее. А его действительно много.
    Практика 100 дней интересная, но это сложно. Возьму на вооружение.
    Спасибо.

    1. Анна

      у Зеланда тоже главная мысль — все хорошее гипертрофированно преувеличивать, а плохое игнорировать. очень хорошо работает )

      а я снова к этой практике вернулась недавно ) когда почувствовала какую-то неудовлетворенность от проживаемых дней — именно список, как можно больше радостей выискивать за день. Ну и в тот период, когда я ее ставила, она мне очень много дала

  3. Валерий

    Кстати, у меня отличная идея по вашему флэшмобу.
    Сейчас в соц. сетях активно постят хэштег #100днейворонина, это техника БМ.
    Почему бы не сделать хэштэг #100радостейдня? в вконтакте такого нет.
    Тогда ваш флэшмоб будет более массовым!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *