Интервью с Верой Петрук, автором фентези (про жизнь, продуктивность автора, творческий процесс и опыт)

Люблю читать фентези, особенно авторов-женщин, именно качественные произведения. После них, кстати, мне и перечитывать «Ведьмака» показалось уже не очень интересным. Есть и русскоязычные, и зарубежные хорошие, глубокие серии фентези.

Месяц назад случайно наткнулась на нового автора — Веру Петрук. Сначала просто получила удовольствие от некоторых книг — серии «Дэйра», в первую очередь. А потом начала «Сагу о халруджи». И это нечто. Это история, которая держит высокий уровень на всем продолжении (я дочитываю пока второй том, а их пока написано 5, будут еще части). Отличается глубиной, спрессованностью по смыслам, неожиданностью поворотов сюжета. Я купила все книги автора, и чтобы поддержать, и чтобы прочесть дальше спокойно и с удовольствием.

Меня потрясло, как много уже создано и постоянно создается таких концентрированных книг, какая же высокая продуктивность и емкость у человека. Посмотрела на ее фотографии и почитала соцсети — очень понравилась энергетика. И захотелось взять интервью. Я написала, она согласилась. Хочется, чтобы о Вере и ее книгах узнало больше людей, и она быстрее получила более широкую известность.

Я, в целом, — прагматичный человек, изучаю в первую очередь темы личной эффективности, продуктивности, энергии. Поэтому мои вопросы в основном о том, как достигается такая высокая планка в работе и о поддержании в себе этого уровня без выгорания.

Я получила удовольствие, читая ответы Веры. Она оказалась именно такой, как я и представляла. Обязательно прочту и рекомендуемые ею книги о писательстве. Надеюсь, вам тоже будет интересно и полезно.

Во многом, это интервью — про смелость быть и оставаться собой.

Контакты и ссылки:

Вконтакте

Площадки, где можно купить книги Веры Петрук:

Литрес
Призрачные миры
Author Today (здесь несколько первых книг Саги — бесплатны для чтения на сайте).
Литнет
Продаман
Литмаркет

 
Вера, сколько тебе лет сейчас как давно ты пишешь, и сколько миллионов знаков успела написать? Сколько книг у тебя вышло?

— Спасибо за приглашение в интервью. И отдельное спасибо за интересные вопросы. В этом году мне исполнится сорок два года, у меня девятнадцать книг, включая сборник рассказов. Про знаки самой стало любопытно. Всего я написала примерно 215 авторских листов, это около 8,5 млн. знаков. Не знаю, много это или мало. Кажется, что могло быть больше. В любом случае, мне кажется, что я только начинаю писать, и мои самые лучшие книги (а с ними и объемы) – впереди.

Писательница Вера Петрук

 
Пишешь ли еще в каких-то жанрах, кроме фентези, фантастики? Правильно ли я понимаю, что тебя больше всего увлекает в разном твоем творчестве жанр темного фентези? Если это так, то как ты для себя объясняешь, что тебя тянет к темному, мистике? Откуда в тебе это?

— Я стараюсь не ограничивать себя рамками одного жанра, так как считаю, что подобные границы вредят творчеству – по крайней мере, моему. Или мне так «не повезло» с интересами. «Не повезло» — потому что с точки зрения книжного маркетинга важно сохранять определенную целевую аудиторию. А как тут быть, когда сегодня тебе нравится боевик с элементами ужасов, а завтра приключенческий ромфант? Итогом такого «смешения» жанров получаются курьезные случаи, когда меня начинают обвинять в сокрытии соавтора-мужчины, который надиктовывает мне сюжеты для боевиков, потому что «женщина так писать не может». Это буквально цитата из переписки с читателями в одном из пабликов ВК. Я немного завидую тем авторам, кому получается выдерживать стиль и жанр, не путая своих читателей.

Мне предлагали работать под псевдонимами, чтобы развести целевую аудиторию по жанрам, но решила так не делать. Зачем скрывать что-то, если я вот такая.

С определением жанров у меня, конечно, беда. Когда пишу, меня несет на крыльях вдохновения, а когда ставлю точку, захожу на литературный портал и гляжу на категории жанров, которые мне предлагают выбрать для книги, то понимаю, что вот он – самый трудный момент. Для одних Сага – это боевой эпос, для других – романтика с элементами философии и приключений. Взять роман «Грязная Гарди» о бывшей гладиаторше, которая уходит с арены и пытается начать обычную жизнь, получив неожиданное наследство. В этой книге есть элементы и боевика, и фэнтези, и приключений, и ромфанта, и ужасов. Всего понемногу.

Что касается темного фэнтези, то, если не заглядывать в терминологию глубоко, этот жанр – о местах, где не хотелось бы жить, и о нечисти, колдовстве и не всегда чистых на руку героях в антураже готики и ужасов. Я точно не хотела бы попасть в миры своих книг, у меня встречаются разные герои, а магия и колдовство притягивают своей большей реалистичностью по сравнению с вымышленными расами вроде эльфов и гномов. Поэтому, подбирая список жанров, я начинаю с темного фэнтези, а там уже зависит от конкретной литературной площадки. Если разрешат несколько жанров поставить, я и про любовь, и про ужасы укажу. Ну, а когда категорий жанров мало, все заканчивается «темным фэнтези».

Если говорить про то, почему меня тянет к мистике и темному, то, наверное, скажу, что вижу в них меньше лукавства и обмана, чем во всем «светлом и позитивном». Я не верю в добро и справедливость, и наверное, мне надо заново поверить в людей. В моей жизни было много предательств и утрат. Хочется, чтобы она перестала быть похожа на сводки новостей и стала нудной и заурядной.

Интервью с Верой Петрук, автором фентези

 
Я читаю «Сагу о халруджи» и потрясена качеством книги, плотностью смыслов и количеством неожиданных поворотов сюжета. У тебя сразу рождались такие концентрированные книги, или это навык, который вырабатывался с годами? Книги сразу приходят такие сконцентрированные или ты их «усушаешь» в ходе дела? Насколько все сразу так выходит или редактируешь много потом?

— Спасибо за добрые слова про Сагу. Эта история стоит несколько особняком от остального моего творчества. Дело в том, что Сага писалась по одной причине – мне было скучно. А другие книги я уже писала, ориентируясь на читателей и книжный рынок. Я шесть лет проработала в крупной компании, где обязанностей у сотрудников было мало, свободного времени много. Я быстро справлялась с рабочими делами и, чтобы не заскучать от офисных будней, погрузилась с головой в мир халруджи, где и жила до тех пор, пока не уволилась и не стала самозанятой. Сейчас я зарабатываю на жизнь книгами, рукоделием и иллюстрациями, и, как говориться, дорога каждая секунда. Я забыла, что такое «скучать». Приходиться думать о том, как грамотнее распорядиться своим временем.

В книге самое главное – идея. Я могу очень долго думать над концептом истории, а потом сесть и написать ее за две недели. Прочитала у знакомых авторов, что так у многих, кто занимается писательским ремеслом. Главное – придумать. А набрать текст – это уже вопрос силы воли и времени.

Книга Сага о халруджи - Вера Петрук

 
Ты изучала у кого-то о том, как писать книги? Проходила какие-то курсы, читала ли книги каких-то авторов? Если да, то какие больше всего были тебе в помощь? Или ты нарабатывала все сама? Тогда каким образом?

— Сначала я написала Сагу, а потом стала смотреть справочники и учебники, как писать книги. Из всех руководств запомнила книгу Норы Галь «Слово живое и мертвое», очень рекомендую. Почти у каждого известного писателя есть заметки и инструкции о том, как писать книги. Сапковский, Мартин, Желязны, Кинг – это только тех, кого вспомнила. Обычно такие материалы выложены в свободном доступе в интернете. А еще помогает начитанность. У художников есть термин «насмотренность» (чтобы нарисовать гору, надо на нее сначала посмотреть, и чем дольше и внимательнее, тем лучше), так и для писателей начитанность не менее важна.

Сложнее всех мне давались боевые сцены и матчасть, с ними связанная. Так, для Саги я много штудировала книги по теории и практике боевых искусств (до сих пор обожаю самурайский кодекс «Хагакурэ»). Было приятно однажды увидеть вопрос от одного из мастеров по современным единоборствам о том, где я обучалась боевым искусствам.

Также важна мифология. Это неисчерпаемый колодец необычных имен, сюжетов и, вообще, «палочка-выручалка», когда вдохновение иссякает, а собственное воображение не работает. Читать полезно не только современников, но и классику. Важно не привыкать читать книги только одного стиля, надо развивать себя в разных направлениях.



инсталляция от Веры Петрук

 
Как проходит твой день? Когда и сколько ты работаешь? Как вообще это все выглядит?

— Однажды я уехала жить за город, и так в моей жизни помимо работы появился еще и «быт». Он есть и в городской квартире, но, когда живешь на земле, то сильно зависишь от сезона. И это занимает время. Летом надо косить траву, собирать ягоду. У меня есть огород, который обычно стоит заросшим, так как не успеваю. Зимой – это дрова, печка, которую надо топить.

Интервью с Верой Петрук, автором фентези

Интервью с Верой Петрук, автором фентези

А еще у меня питомник из бездомных котов. Сейчас их больше дюжины. Уход за ними тоже занимает время. За книги я сажусь обычно с четырех дня и до полуночи. Первые два часа сильно отвлекаюсь. Захожу в интернет, общаюсь с друзьями, глажу котов, потом процесс начинает налаживаться, внимание концентрируется на истории и все – до ночи я там.

Интервью с Верой Петрук, автором фентези

Интервью с Верой Петрук, автором фентези

 
Как обустроено твое рабочее место? Оно у тебя одно? Где тебе работается лучше всего? В какое время года, может? Как и чем ты помогаешь себе в том, чтобы лучше фокусироваться на работе?

— У меня маленький домик, никогда не гналась за большими пространствами. Маленький легко содержать, обогреть. Спальная, мастерская и рабочий кабинет – все в одном. Я человек работы, если я не буду видеть своего рабочего места, не смогу заснуть. Это попытка шутить. У меня нет каких-то ритуалов для работы, открываю ноут – и пишу.

Лучше всего работается над книгами осенью, зимой и ранней весной, потому что летом у меня огород. Самая большая помеха – интернет. У всех есть зависимости, у меня, вот, соцсети. Возможно, сказывается жизнь в изоляции от человеческого общества. Я такую выбрала сама, но интернет и соцсети – это проблема. Лучший способ – отключить интернет, но стараюсь работать над силой воли.

 
Как ты создаешь свое рабочее и продуктивное настроение? Или оно просто приходит? Или оно всегда с тобой? Как ты усиливаешь свою продуктивность?

— Как уже писала выше, соцсети и интернет – вот, что мешает. Вдохновение хорошо только на стадии продумывания сюжета. Когда начинаю набирать текст и чувствую, что меня «несет», вдохновение льется рекой, знаю, что утром буду переписывать. Фразы выйдут корявыми, диалоги пустыми – со мной всегда так.

А вот если настроение «среднее», рабочее, сосредоточенное, и в процессе кажется, что ничего стоящего в результате не выйдет, на утро перечитываешь и понимаешь – молодец, хорошо написала. Если чувствую, что застряла, продуктивность на нуле, выхожу во двор или открываю окно. Свежий воздух, смена обстановки, даже просто отвести взгляд от монитора и подумать о чем-то другом, кроме книги, — все помогает вернуть прежние темпы.

 
Как выглядит твоя система черновиков, заметок? Где и как ты ее хранишь? А в чем пишешь? В какой-то специальной программе или где?

— Я довольно олдскульный автор. У меня куча тетрадок, блокнотов, стол завален бумагами и листами для заметок. Есть тетрадь, куда я записываю только матчасть. Например, породы лошадей, как устроены кареты, географию, одежду. В другой тетради – цитаты и афоризмы. В третьей список имен. В четвертой записываю идеи.

Перед тем, как набивать историю в ворде, я делаю ее «чертеж». На листе рисую блоки с основными сюжетными элементами, там обычно все исчеркано стрелками, зигзагами и разными фигурными линиями. Потом уже сажусь за компьютер и с этого листа пишу концепт книги.

Из концепта книги перехожу к синопсису глав, то есть, примерно расписываю, что будет в каждой главе. Если история многофигурная, то расписываю синопсис персонажей – внешность, поведение, цели, мотивы, привычки, стиль одежды. Также характеристику персонажей выношу на бумажные листы, которые висят у меня над столом, пока я работаю над книгой. А так как в последние года я часто работаю сразу над несколькими историями (день через день), то иногда забываю, что там с цветом глаз или другие особенности героя. Ну, вот такая память. Без заметок, увы, много забываю.

 
Как к тебе приходят идеи по книгам, героям, сюжетам? Как и в каких условиях рождались твои самые яркие, интересные идеи?

— Тетрадь для записи идей держу всегда под рукой. Самые интересные идеи рождаются, когда занимаешься рутиной, бытом, едешь в транспорте или делаешь что-то, совсем не связанное с писательством. Где-то на задворках сознания есть проблема – как же герой выкрутится из ситуации, и я с этой проблемой могу жить неделю, не думая о ней конкретно, но постоянно имея ее в виду. Моешь полы, поливаешь цветы или просто идешь мусор выносить и тут – бац! – вот оно, решение, над которым мучилась уже много дней. Самое обидное, что иногда такие идеи приходят, когда засыпаешь. Тетрадь-то на столе лежит, а ты уже вся такая сонная, с котами, под теплым одеялом. Иногда заставляю себя выбираться из кровати и все записать, но часто ленюсь, а утром локти кусаю. Помню, что была какая-то гениальная вещь в голове, а какая – не помню.

 
Есть ли какие-то ритуалы, мантры, музыка, авторы, посылы, способы вовлечь себя или усилить себя, воодушевить себя? Что заряжает? Как ты добавляешь себе драйва, зажигаешь себя? Как вводишь в нужное настроение? Ты себя зажигаешь или пишешь книги в спокойном состоянии? В каком вообще состоянии обычно пишешь?

— Я тот человек, кому нужно спокойствие, чтобы творить. Чтобы вокруг меня ничего не происходило, чтобы в голове была убежденность, что все хорошо, будущее есть, и оно прекрасно. Настроиться всегда помогает музыка. Я люблю эпическую музыку и красивый человеческий вокал, хоровое пение – все это настраивает на нужный лад. Часто зажигаю свечи, а если это лето, то рядом с ноутом всегда стоит букет из цветов моего сада. Люблю работать в дождь, или когда идет снег. Настроение в такие дни всегда очень «писательское».

 
Я знаю, что у тебя было выгорание — чем конкретно оно было вызвано? Как бы ты могла его предотвратить, и могла бы вообще? Как в итоге и через что ты вышла и вернулась к плодотворной работе? Выработала ли ты для себя какие-то профилактические регулярные меры от выгорания?

— Я очень хотела стать коммерческим автором. Это обусловлено тем, что живу за городом и вся работа – в интернете. Я иллюстратор, но мечта жить только на доход от книг – это прям мечта. И вот тут я допустила главную ошибку. Когда долго тянешь то, что не может тянуться, оно рвется. Сегодня популярен ромфант, и я решила, что раз владею писательским инструментом, то смогу написать все, что угодно. Но сочинения на тему не получились.

Я не читаю ромфант, моя «начитанность» совсем в других областях, в результате, у меня выходил фантром, что ли. То есть, попытка угнаться за трендами и активной целевой аудиторией всегда провальная стратегия. Нужно искренне любить ромфант или ЛитРпг, чтобы успешно работать в этих жанрах и получать те огромные гонорары, о которых болтают в литературных чатах. В первой половине 2021 года я писала по книге в месяц, да у меня получилось шесть книг, но результатом я осталась недовольна. Осенью того года я написала книгу в новом для себя жанре young adult («Последний хранитель»), которая осталась незамеченной, и все – наступил мой окончательный творческий кризис, в ходе которого я была уверена, что к писательству не вернусь никогда.

Прошел почти год, прежде чем я снова взялась за книги. Возможно, моя жизнь стала спокойнее, возможно, я честно поговорила с собой, что коммерческое писательство – не для меня. Я по-прежнему хочу стать успешным писателем во всех смыслах этого слова, но зареклась писать быстро и «на заданную тему». Моя следующая книга будет о попаданке – этот тренд, возможно, уже себя изживает, но идея родилась, и ее надо осуществить. Вероятно, моя история о попаданке получится суровой и, скорее, ближе по духу к «Дэйре».

Книга Дэйра. Вера Петрук

 
Какие еще советы по продуктивности ты бы дала любому человеку, который работает за компьютером?

— Нужно обязательно соблюдать гигиену зрения. Вставать каждые полчаса, отрывать глаза от монитора и «оживлять» тело. Не обязательно делать полную йогу, но определенные упражнения я из этой системы заимствовала. Все эти потягивания, растяжки – в них есть смысл.

 
Какие советы ты бы дала начинающим или текущим авторам?

— Как я уже писала выше, важна матчасть и начитанность. Любую тему нужно тщательно изучить, даже если это второстепенная деталь в вашей книге. Садится ваша героиня за руль фуры – особенности вождения такого транспорта в теории вы знать должны. Многие начинающие авторы увлекаются фанфиками и на них застревают, даже имея хороший потенциал. Нужно стремиться к созданию собственных миров. Грамотность речи – это важно. Сегодня многие пользуются услугами корректоров, но нужно самим знать, как правильно оформить диалог, базовое правописание.

 
В чем секрет успешной книги?

— С одной стороны, ее нужно писать от души, искренне любить историю и жить в ней, с другой, понимать, что, если вы пишите что-то сильно альтернативное, что-то, понятное только вам, такая книга отклика в сердцах большинства найти не сможет.

 
Топ твоих ошибок, которые ты совершала раньше или просто о них знаешь, и могла бы предупредить авторов?

— Погоня за трендами, когда вы автор совсем других жанров, всегда приведет к выгоранию.

Не пренебрегать рекламой. Некоторые авторы считают, что они выше этого, но сегодня такое время, что пишет каждый десятый, и, если вы хотите, чтобы у вашей истории были читатели, вы должны об этом рассказать миру. Да, реклама сегодня дорогая, но, оглядываясь назад, я бы дала себе совет тратиться на нее хотя бы изредка. Или работать над некоммерческими способами продвижения. То есть, писательство сегодня это не только про написание книг.

 
Как отдыхаешь и восстанавливаешься? Что именно, какой набор действий, какие занятия восстанавливают тебя лучше и быстрее всего? Я знаю, что ты делаешь еще много всего интересного, творческого — плетешь ловцов снов, делаешь собственные колоды карт Таро, делаешь разные украшения интерьера, рисуешь, делаешь раскраски, пиратские карты, сама оформляешь обложки своих книг, и множество других потрясающих вещей. Это все — отдых или работа для тебя? Оно конкурирует с твоим писательским творчеством или наоборот, органично дополняет?

— Обложки для моих книг рисует сестра, Александра Петрук. Она профессиональный художник и либо разрешает использовать уже готовые работы, либо рисует специально для моих книг.

Рисование мистических иллюстраций, плетение ловцов снов – это все работа, которая конкурирует с писательством, потому что именно на доход от рисунков и рукоделия я сейчас живу. Поэтому первую половину дня я обычно посвящаю этим занятиям. Если говорить про отдых, то это чтение книг и выращивание цветов.

Ловцы снов - Вера Петрук

Ловцы снов - Вера Петрук

 
В чем твоя сила? Где, в чем ты черпаешь энергию?

— В общении с природой и с котами. Бывает, что под конец дня сил не остается ни на что – даже печатать на клавиатуре вроде как тяжело. Тогда я ложусь, и сразу приходят коты. Забираются на меня, обкладывают теплыми шкурками со всех сторон. Не все, конечно, такие общительные, но котяр шесть очень любят поваляться с человеком и только и ждут, когда я приму горизонтальное положение. Мне хватает полежать так минут пятнадцать, послушать их мурчание, ни о чем не думать, потом встаю и как новенькая.

Летом очень люблю «зависнуть» в цветочной теплице. Я выращиваю розы и петунии. Прийти туда, посидеть в тишине, послушать, как дождь капает по крыше, посмотреть на цветочную красоту. Этот способ всегда работает.

 
Что ты говоришь себе, когда какое-то время все идет не так, как хотелось бы? Как ты преодолеваешь трудности, за счет чего именно? За счет чего ты держалась или держишься сейчас, если бывают непростые моменты?

— У меня есть внутренний мир с внутренними героями, о котором я никогда не расскажу и не напишу. Когда мне плохо, я в этом мире запираюсь. Я читала о таком психологическом приеме. Кажется, его называют эскапизмом. Так или иначе, он помог пережить мне трудные времена и остаться человеком, сохранить себя.

Когда все идет не так, нужно помнить, что дорогу осилит идущий. Нельзя думать о цели постоянно, иначе любое препятствие может заставить вас сдаться. Например, я не думаю о том, что напишу книгу. Я думаю о том, что напишу главу. Или только диалог, если совсем сложно.

Я не могу похвастаться, что хорошо выдерживаю непростые моменты. Я раскисаю, могу даже расплакаться – но только наедине, там, в своей цветочной теплице. Потом обнимаю котов, а они мне говорят, что все будет хорошо. И я им верю.

 
Ты любишь путешествовать? Какие места на планете понравились тебе больше всего?

— В молодости я любила путешествовать и много ездила по Азии. Сейчас осела на своей земле, которая кажется мне прекраснее всего на свете. Но, конечно, осталась мечта увидеть пустыню и горы семитысячники.

Вера Петрук

Какой бы совет или советы ты посоветовала самой себе на данном этапе твоей жизни?

— Ставить большие цели, идти к ним маленькими шагами.

 
Пишите отзывы, комментарии. Если есть вопросы Вере — тоже пишите!

3 Комментария Интервью с Верой Петрук, автором фентези (про жизнь, продуктивность автора, творческий процесс и опыт)

  1. Александр

    Анна, спасибо за знакомство со столь необычным человеком. Интересно было увидеть сложную «кухню» писателя. Ну и подкупает откровенность и честность Веры. Интересно, конечно , было узнать как она преодолевает трудности, которые бывают у каждого из нас. После прочтения интервью задумываешься, а вдруг где-то рядом живет такой же интересный человек, а ты и не знаешь! Надо нам внимательнее приглядываться к окружающим, чтобы учиться у них чему то полезному для себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *